Публикации

Ораниенбаум в вихре революции 1917 г.

В настоящее время все мы отмечаем юбилей революций в России. Эта дата заставляет нас остановиться, оглянуться назад и проанализировать события 100-летней давности. Краеведы города Ломоносова нашли газетные материалы, рассказывающие о жизни Ораниенбаума в 1917 году. Читать дальше…
В начале ХХ века Ораниенбаум был тихим, уютным, утопающим в зелени городком на берегу Финского залива. В нем насчитывалось до 7 тыс. жителей. Для того времени он был хорошо благоустроен. Хорошая связь с Санкт-Петербургом по морю или по железной дороге, отсутствие крупной промышленности, чистейший морской воздух, благоустройство и безопасность способствовали тому, что этот пригород облюбовали столичные дачники. Они с нетерпением ждали весну, чтобы со всем скарбом и домочадцами переехать на дачу. Жители с удовольствием принимали приезжающих, так как это приносило существенный доход, оживляло торговлю и многим давало работу по обслуживанию. Органы местного самоуправления заботились о том, чтобы город всегда был чистым, уютным, безопасным для жителей и гостей. Во главе местной власти была выборная Городская дума, в которую входило 20 человек гласных, в основном это были купцы и потомственные почётные граждане. Городская дума формировала Городскую управу во главе с председателем – городским головой. Вопросы, которые были в компетенции местного самоуправления, касались начального образования, народного здравоохранения, освещения улиц, поддержания в порядке дорог и тротуаров, организации торговли и решения других местных проблем. Ключевую роль играл вопрос формирования городского бюджета. Основу его составляли налоги с торговли, промыслов и оценочный сбор с городских недвижимых имуществ. Поэтому рост доходной части бюджета зависел от численности населения. При этом от налогообложения освобождались имущества всех министерств, ведомств и членов императорской фамилии. В результате город ежегодно терял крупные суммы, недополученные городской казной. Большое значение купечества в городском самоуправлении объясняется тем, что всё недостающее финансирование вносилось именно местными купцами. На взносы купцов содержалась городская пожарная команда, благотворительные общества, общество попечительства о народной трезвости, богадельни, приюты для бедных и др В 1907-1909 годах городским головой Ораниенбаума был купец I гильдии Михаил Васильевич Волков, а затем до 1917г. - Ветитнев Иван Николаевич, потомственный почётный гражданин. Членами Городской управы и торговыми депутатами были купцы Туркин Иван Николаевич, Полисадов Иван Дмитриевич, Алексеев Павел Савич, Степанов Алексей Павлович. За порядком в городе следила городская полиция во главе с полицмейстером. В 1915-1917 гг. в должности пристава был государственный секретарь Чернявский Антон Осипович. Полиция действовала чётко. Все лица, склонные к нарушению закона (воры, хулиганы и др.) состояли на учёте. Поэтому в случае хулиганства или мелкой кражи, полиция знала, где искать виновника, задерживала и направляла в Петергоф к мировому судье. После вынесения приговора, нарушителей порядка отправляли в Петергофский арестный дом. Если же в городе случалось тяжкое преступление, и местная полиция была бессильна, то из Петербурга прибывал сыщик с собакой. Они по почерку узнавали работу «гастролёра» и принимали меры к розыску. В 1914 году в Ораниенбауме при содействии Городской думы было закончено строительство и освящён каменный Собор Святого Архистратига Михаила. Частные пожертвования жителей города были довольно внушительными. Так, М.И.Петров пожертвовал 50000 руб., М.В. и И.Н. Волковы – 8000 руб., Г.А.Савельев – 4000 руб. А.А.Антонов – 2000 руб. и др. Купец I гильдии Д.Г.Виноградов пожертвовал 40000 руб. на строительство. Кроме того на его средства был отлит главный басовый колокол. В награду за это на колоколе была сделана памятная надпись: «Дар купца Виноградова». По вопросу водоснабжения члены Городской управы обратились в Геологический комитет. В Журнале соединенного заседания Городской управы и Комиссии по устройству водопровода 27 февраля 1907 года представлен технический отчёт инженера Жукова о произведённых работах по изысканию питьевой воды в Ораниенбаумском лесу, вдоль речки Каросты и устройству колодцев. Как видим, местная власть неплохо справлялась со своими задачами. Однако в вихре Февральской революции система городского самоуправления начала давать сбои, не всегда быстро реагировала на меняющуюся обстановку, проявляла нерешительность и растерянность. Хроника событий этих дней отражена в газете «Котлинъ». Из нее мы видим, что когда в городе стремительно росло революционное напряжение, Дума рассматривает вопросы юбилейного торжества. Вот что мы читаем в газете: 17 февраля 1917 г. заседание Ораниенбаумской городской думы. Открыл заседание думы городской голова при участии 15 гласных. 1-й вопрос: выборы 5 членов во второе Петергофское присутствие по подоходному налогу. 2-й вопрос: юбилейное торжество в Михаила Архангела соборе. Дума единогласно постановила выразить письменную благодарность Разумихину, Петрову, Виноградову, бывшему старосте Савельеву и председателю строительной компании Волкову. 26 февраля 1917 г. в Доме трудолюбия М.В.Волковым был прочитан доклад с отчётом о деятельности Думы. Главные мероприятия за прошедший срок: водовод, углубление Сидоровского канала, электростанция. По окончании лектор был награждён аплодисментами. 27 февраля 1917 г. напечатан приказ Временного Комитета Государственной Думы с подписью Председателя М. Родзянко. 5 марта 1917 г. напечатан Манифест об отречении Государя Императора от престола. Народная радость. Вчера после получения Манифеста по городу Кронштадту ходили морские и воинские части с красными знамёнами и лозунгами «Свобода!» Слышались восторженные крики «Ура!». 8 марта 1917 г. напечатано «Воззвание офицеров к солдатам». В Ораниенбауме совершившийся государственный переворот не прошёл бесследно. Сильно пострадали городские лавки и магазины. Население осталось без продовольствия. Только благодаря энергично принятым мерам со стороны избранной населением Продовольственной комиссии удалось на время ослабить кризис. Крайнее недоумение среди горожан вызвали действия городского управления. Они не проявили никакой инициативы. В газете «Котлинъ» от 11 марта 1917 г. читаем: О начавшемся революционном движении обыватели узнали вечером 26 февраля по отдельным ружейным выстрелам с «горы». Публика прогуливалась по бульвару Дворцового проспекта, заходила в кинематографы, в которых отсутствовали нижние чины, и расходилась по домам. Наутро стало известно: 1-й пулемётный полк отправился в Петроград. Городовые с постов исчезли и ходили переодетыми в вольное платье. Лавки и магазины торговали. А оставшиеся в городе нижние чины с винтовками бродили по улицам, стреляли в воздух. В 11 часов утра стало известно об избрании Исполнительного комитета, а с полудня начался разгром лавок и магазинов. Вскоре запылали магазины виноторговца А.Алексеева. Это была месть за продажу вин для лечебных целей с наценкой в 400%. В этот же день разграбили погреба при гостиницах «Медведь» и «Россия» и склады с денатурированным спиртом. От домов Алексеева остались лишь обгорелые стены. Заседаний в Городской управе не было 27 и 28 февраля. Только 1 марта в 5 часов вечера начали собираться гласные, прибыл городской голова Ветитнев. Собрание единогласно избрало председателем Продовольственной комиссии М.В.Волкова. Секретарём И.Д. Верховцева, членами: Ставского, Тихонравова, Никитина, Туркина и др. 2 марта Комиссия собралась в 10.30 утра и обсуждался вопрос о подаче воды для пекарен и граждан. Председатель потребительского общества «Дружба» заявил, что в их магазине могут покупать товары и не члены общества. К вечеру наличность продовольствия была установлена. Запас муки имеется на неделю и должна прибыть ещё мука. Керосина и солонины достаточно, но других продуктов мало. 3 марта утром образовалась милиция, записалось в её ряды 50 человек. В 8 часов вечера Дума собралась в полном составе 17 человек. Принято решение о признании Временного правительства. Робко говорили об избрании нового состава Думы, но ждали приказа от нового правительства. Только 4 марта в Таврический дворец отправили телеграмму. В настоящее время положение обывателей улучшается и все успокаиваются. 8 марта 1917 г. в 7.30 вечера в Доме Трудолюбия снова собрание граждан. Председателем единогласно выбран М.В.Волков, секретарём К.Д.Никонов. Голоса требуют избрать новую Думу. Шашулин: «..в Ораниенбауме до 1 сентября хлеб был дешевле, чем в других местах, но затем стоимость провоза выросла с 5 руб. до 50 руб. Ораниенбаум лучше других питался. А с 1 октября правительство стало само назначать цены, вот они и поднялись. Не разжигайте страсти». Терентьев: «Старая Дума не у власти, опустила руки». Никонов: «Я отказываюсь от старой Думы. Предлагаю послать министру телеграмму о выборе новой Думы». Потребительское общество «Дружба» отказывается продавать продукты, кроме хлеба, так как мы покупаем масло по 2 руб.35 коп., а продаём по 2 руб.55 коп. Капитал быстро тает, скоро прекратится всякая торговля. Продовольственной комиссии на 32 тыс .рублей, что были собраны на водопровод, необходимо открыть свою торговлю. Уткина И.И., содержательница бань сказала, что нет воды (уровень воды в заливе низкий) и открыть бани не может. А когда они топятся, то заняты всё время солдатами, которые моются по 5 коп., доход всего 60 руб. Сажень дров стоит 50-60 руб. Шаек купить негде. Бани будут работать, когда прибудет вода в заливе. Фадин, глава спасательной станции подтверждает, что трубы, подающие воду из залива, находятся поверх воды. На следующий день в газете появилась заметка об Учредительном собрании. 16 марта 1917 г. в Ораниенбауме 1-й пулемётный полк перешёл на сторону народа, отправился в Петроград, где был расквартирован в помещении Народного Дома. 18 марта полк прошёл организованным маршем по улицам Петрограда, возвратился в Ораниенбаум и приступил к обычным занятиям. В этом же номере газеты «Котлинъ» помещено воззвание о создании Советов военных депутатов. 19 марта 1917 г. жизнь в Ораниенбауме течёт быстро: каждый день собрания, совещания, заседания. С крестьянами вводится меновая торговля – сообщает корреспондент Н. Михайлов. 22 марта 1917 г. в газете «Котлинъ» помещена статья о похоронах жертв революции Ораниенбаумского гарнизона. В ней говорится, что церемония проходила 18 марта очень торжественно при участии гарнизона, почти всех граждан, делегаций от общественного самоуправления, учебных заведений, выборных в Совет рабочих и солдатских депутатов. Колонна войск с полным офицерским составом во главе с генералом Филатовым прошла от учебного манежа, впереди хор певчих, военное духовенство, гробы с останками павших за свободу. Погибших похоронили в ограде церкви Самарского полка в братской могиле. Над могилой прозвучали клятвы довести дело революции до конца. Торжественность похорон ничем не была нарушена. 25 марта 1917 г. Заметка И.И. Михайлова из Ораниенбаума. Наши торговцы открывают торговлю. Открылись 6 мелочных лавок, 5 чайных и 3 гостиницы. Табаку и папирос нет, хлеба пока хватает. Создана комиссия по согласованию убытков, которых предъявили на 1200000 руб. Городской голова И.Н. Ветитнев подал заявление о сложении полномочий в связи с ухудшением здоровья. В результате голосования городским головой избран М.В.Волков. (Продолжение следует) Загороднева В.А., научный сотрудник Краеведческого музея г. Ломоносова.
Свернуть

Почти забытые имена... Городищенское подворье в Ораниенбауме …

В 1904 году настоятельница Городищенского Рождество-Богородицкого женского монастыря Волынской губернии Заславского уезда подала прошение в Санкт-Петербургское губернское правление на строительство в городе Ораниенбауме часовни. Разрешение было получено и гражданским инженером Соколовым П.П.составлена смета в 2-х экземплярах на постройку. Храм возведен в 1905 - 1906 годах на пересечении Михайловской и Александровской улиц и освящён во имя святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского и царицы Александры. Постройка исполнена в архитектурном стиле псковских и новгородских церквей. Маленькая звонница на кровле - образец неорусского стиля - рассчитана на один колокол (не сохранился). Изнутри стены храма украшала фресковая живопись на евангелические темы (не сохранилась). Известно, что центральным изображением была фигура святого Николая Мирликийского, по обеим сторонам которого располагались фигуры святых преподобного Серафима Саровского - справа и царицы Александры - слева. В 1910 году появилась каменная арка для колокола с северной стороны над алтарной стеной. Читать дальше…
Всё подворье занимало территорию между Александровской, Михайловской и Манежной улицами и состояло из каменного дома настоятельницы, четырех двухэтажных деревянных домов, дворницкой, прачечной и сушилки. Известно также, что в 1912 году на подворье распоряжалась монахиня Иннокентия, а ризницей заведовала монахиня Олимпиада. Всего на подворье трудились около 10 женщин. Они занимались рукоделием, шили постельное белье, стегали одеяла, изготовляли наряды для невест. Дом настоятельницы был небольшой каменный, состоял из двух этажей и находился севернее от часовни. Насельницы жили в домах двухэтажных, деревянных, «Т» образной формы обшитых тесом, с каменным фундаментом. Дома украшали фонарики-эркеры с небольшими фронтонами. На второмм этаже по обе стороны коридора располагались кельи. Внизу находились трапезная, помещение для приготовления пищи и швейные мастерские. В местечке между Кронколонией и дачей Юсова монахини насадили сад и огород. Овощи, плодовые деревья и ягоды были серьезным подспорьем для подворья. После 1917 года часовня была освящена как церковь. Богослужения совершались до 1931 года, после чего церковь-часовня была закрыта. Все постройки, включая храм, некоторое время использовались в хозяйственных целях под склад, магазины, буфеты. Деревянные дома стали квартирными. В Санкт-Петербургском мартирологе духовенства и мирян в разделе «РПЦ. Духовенство и миряне» перечислены люди, пострадавшие за веру православную в годы гонений на церковь. Среди них есть и имена женщин, проживавших на подворье Городищенского монастыря в г. Ораниенбауме. Виноградова Вера, послушница подворья. Прислуживала в Серафимовской церкви. Затинацкая Феодора проживала на подворье с 1920 х гг. В августе 1930 пострижена в монахини. Вместе с ней приняли постриг Малюшкевич Мария, Кушнерева Ксения Степановна (монахиня Феодосия), Конанчук Александра (монахиня Серафима), Колтун Феодосия, Карпенко Анна (монахиня Августа). Все они в 1932 году были арестованы и высланы из Ленобласти по «церковному делу». На этом сведения о дальнейшем жизненном пути этих женщин обрываются. Чуть побольше известно о судьбе ризничей монахини Олимпиады (Корнейчук Олимпиада Ивановна). Родилась она в 1870 в деревне Килькиев Изяславского уезда Волынской губернии. Прислуживая в церкви Серафимовского подворья в Ораниенбауме, занималась пошивом одежды, так как по профессии была швея. Арестована монахиня Олимпиада в 1931 году по делу ИПЦ (Истинной Православной церкви) и приговорена к ссылке в Архангельск на 3 года. Судя по всему, судьба пощадила только часовню. 1950-х внутри церкви открыли керосиновую лавку. Старожилы Ораниенбаума вспоминают, что в алтаре в самом конце часовни стояла большая ванна с керосином на продажу. А в одном из деревянных домов расположили библиотеку, также там были в разное время маленький кинотеатр, продовольственный магазин и магазин посуды. 60-е годы дом настоятельницы разобрали. От подворья сейчас остался один полусгоревший двухэтажный деревянный дом. В 1991 году уцелевшая часовня была передана епархии и приписана к собору Архангела Михаила в Ломоносове. В 2011 году благодаря пожертвованиям Петра Соловьева отреставрировали фасад часовни, купол, а также заменены окна. Зимой в том же году на куполе засиял новый позолоченный крест. Создал его кузнец из Ломоносова Александр Седунов по архивной фотографии. Вес креста составил 100 кг. 3 апреля 2012 года распоряжением правящего митрополита Санкт-Петербургского Владимира часовня приписана к - храму св. Спиридона Тримифунтского в Ломоносове. В этом же году состоялись ремонт и освящение часовни. Торжественное богослужение провел настоятель храма св. Спиридона Тримифунтского протоиерей Олег Алексеевич Емельяненко в сослужении клирика прихода протоиерея Владимира Акимовича Гончаренко. Вскоре была начата внутренняя роспись часовни художником-иконописцем Николаем Романовским (расписывал собор Архистратига Михаила в Ломоносове). Деньги на работы пожертвовал П.Н.Соловьев На сегодняшний день действующая часовня является памятником архитектуры федерального значения и охраняется КГИОПом. При подготовке статьи использованы: 1. Материалы и фотографические материалы 2. СПБГБУ «Краеведческого музея г. Ломоносова. 3. Санкт-Петербургский мартиролог. Ответственный редактор профессор протоиерей Владимир Сорокин. Составители д. и. н. В.М.Шкаровский, Т.Н.Таценко, А.К.Галкин, А.А.Бовкало. СПб.: Издательство "Мир", "Общество святителя Василия Великого". 2002 4. Памятная книга СПб губернии на 1914-1915 гг, 5. Осипова И.И. Сквозь огнь мучений и воды слез. М. 1998. 6. Материалы Газеты «Балтийский луч», Ломоносовского района, города Ломоносов Петродворцового района. Сакулина Дарья Владимировна, научный сотрудник СПБГБУ «Краеведческого музея г. Ломоносова
Свернуть

«А не пойти ли нам…. в баню?!».

Издревле основой здорового образа жизни на Руси была баня. Царь Петр очень любил отдохнуть в настоящей деревенской парной. Путешественник француз де Ламетри, посетивший в 1726 г Россию, писал: «Русские так же привычны к купанию в бане, как к еде и к питью, они используют ее в качестве универсального лечения от любого недуга». Читать дальше…
Жан-Батист Леблон разработал в 1717 г проект одной из первых настоящих бань в России для Стрельнинского дворца. И банька та была одна из самых необычных. Комфорт и удобство, а также великолепное настроение обещала она своему владельцу. Архитектор предполагал разместить баню в цокольном этаже дворца. Мыльня предполагалась «пятикомнатная», в этих помещениях должны были быть две ванны. Вода же подогревалась в другом помещении, где пыхтели топка и котел. Сразу же после основание Петербурга всем желающим было разрешено строить бани и домашние и торговые. Существовало всего два условия: постройка должна была располагаться как можно дальше от жилья, и строить ее необходимо было из камня. Однако если попадались деревянные баньки, власти чаще всего закрывали на это глаза. В середине XVIII века все домовые бани государство решило обложить налогом, но ничего толкового из этой затеи не вышло. Все владельцы домовых бань, как один старались уклониться от уплаты налогов, а штраф в 50 рублей за уклонение не хотел платить никто (с того момента немногое изменилось). Домовые бани богачей отличались роскошью, для пологов и стен использовалась душистая липа, печи были изразцовыми, в комнатах для отдыха стояла изысканная мебель, а на стенах висела живопись. В XIX веке количество домашних и общественных бань продолжило расти. На период 1874 года в Петербурге насчитывалось около 312 парных, которые снабжала водой Нева. Ораниенбаум также не обошли эти необходимые как бедным, так и богатым гражданам заведения. В 1907 году рядом с летним театром на Привокзальной площади, устроили свои знаменитые бани купцы Рубакины. Александр Иосифович Рубакин — происходил из старинной купеческой семьи староверов очень грамотной и интеллигентной. Александр Иосифович избирался городским головой Ораниенбаума целых 18 лет подряд. В 1862 году в семье родился сын Николай, будущий ученый, писатель, библиограф. В Краеведческом музее города Ломоносова (до 1948 г Ораниенбаума) хранятся книги, избранные труды и вещи этого известного человека. Здание бань первоначально было одноэтажным, украшенное лепниной и резными дверями, оно напоминало купеческий особняк. Для простого люда посещение Ораниенбаумских бань стоило от 5 копеек. Отдельные кабинеты и индивидуальное обслуживание обходились посетителю от одного рубля. Более того, к услугам моющегося предлагались прачечная, чайная, маленький зимний садик и даже библиотека. В 1873 году семья Рубакиных переехала в Петербург, а здание бань продали купчихе Уткиной. Про Ораниенбаумские бани писала в 1907 году местная газета «Ораниенбаумский Дачный Листок»: «Наши бани. Город не имеет собственных бань. Частные предприниматели-наследники В. Уткина, привели уже почти в порядок внутренние помещения бань. Остается еще несколько поделок и бани примут надлежащий вид. Кроме уткинских бань имеются бани Самарского полка, Стрельнинские и богадельные бани в Троицкой слободке, куда кроме призреваемых в Свято-Троицком богадельном доме, допускаются в известные часы обыватели и дачники слободки за небольшую вознаграждение в пользу богадельни. Уткинские бани открыты по субботам все, а по четвергам: мужские в 7,10 и 30 копеек и женские в 17 копеек. Богадельные открываются раз в 2 недели». Бани Самарского пехотного полка (1899-1901г постройки) находились на углу Манежной и Александровской улиц в городе Ораниенбауме. Стрельнинские бани были на улице Орловской дом 11 в Стрельне, а богадельные бани - в Троицкой слободе (за Катальной горкой, через нынешнее шоссе). В начале прошлого века престижные бани соперничали по популярности у русской интеллигенции с известными ресторанами, театрами и торговыми комплексами Петербурга. Сегодня в это трудно поверить. Все меньше и меньше людей регулярно посещают парную. Но до сих пор бани служат прекрасным ориентиром. Иногда меня спрашивают: - «Не подскажите, как найти такой-то дом…?» - «Пройдете прямо по улице, а затем направо. Это где старая баня». - «Аааа, да-да, я поняла, где это! Спасибо!». Научный сотрудник Краеведческого музея города Ломоносова Сакулина Дарья Владимировна.
Свернуть

Экологические плакаты как призыв к изменениям в сознании нации

Кислотные дожди, истощение озонового слоя, парниковый эффект, загрязнение окружающего мира и проблема утилизации отходов человеческой жизнедеятельности, деградация и эрозия почвы, опустынивание, повсеместная вырубка деревьев, вымирание животных, изменения в климате, общее ослабление иммунитета людей, истощение ресурсов (вода, газ, нефть, другие природные ископаемые), фотохимический смог и другие фатальные изменения – вот результаты эксперимента с природой.

 

Читать дальше…

Начиная с 30-х годов ХХ века было широко распространено высказывание знаменитого  советского биолога и селекционера Ивана Владимировича Мичурина (1855—1935), взятое из вступления, которое он написал к третьему изданию своих трудов: «Плодоводы будут правильно действовать в тех случаях, если они будут следовать моему постоянному правилу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача»[1]. Цитируется иронически по поводу абсурдных, объективно вредных для интересов человечества планов по «покорению» природы. Фраза - символ потребительского отношения к природе. И именно это  высказывание,  буквально понятое,  послужило сигналом к насильственному вторжению человека в окружающую среду. Под благовидным предлогом преобразования природы вырубались леса и строились железные дороги, менялись направления русел рек, затапливались в низинах целые деревни и города для создания искусственных водохранилищ, осушались болота, истреблялись целые виды редких птиц и зверей,  и многие другие противоестественные природе дела. И все эти действия были программной политикой нашего государства под руководством товарища Сталина. «По плану Сталина преобразуем природу» - лозунг партии  и государства тех лет. И когда покорять и преобразовывать уже было нечего, правительство и нашего государства и других стран мира опомнились и кинулись спасать то, что еще можно было спасти. Издевательства над собой природа не простила и не прощает до сих пор. Поэтому правительства стран мира стали предлагать целый ряд мер направленных на сохранение природных богатств, определению необходимых квот по добычам полезных ископаемых, использованию водных и  воздушных ресурсов, строительству очистных сооружений и мусороперерабатывающих заводов, подготовлены и воплощаются целые программы по увеличению популяций редких птиц и зверей. Планету по имени Земля надо спасать и сделать это можем только мы сами. Поэтому так необходимы для нашего обучения и просвещения год экологии, недели чистоты, экологические кинофильмы, конкурсы на лучший эко рисунок, эко уроки в школах, вузах, на производствах.

Если вдуматься, такое хищническое отношение к природе побудило ученых выделить экологию в отдельную науку. Первоначально вопросами  изучающих взаимоотношения организмов со средой занималась наука биология. Лишь в  1866 году немецкий ученый, биолог Эрнст Геккель впервые вводит в научный оборот термин «экология». В переводе с греческого языка означает: «ойкос» – «дом», «обиталище» и "логос" – "слово", "понятие", «наука». Итак, наука «экология »  изучает  взаимоотношения между человеком, растительным, животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу[2]. Как научная дисциплина экология сформировалась в середине ХХ столетия[3].

Но и конечно, помимо экологического просвещения  различных категорий  населения нашей страны, не утратил  своего воспитательного и образовательного  значения экологический, агитационный плакат. Один из сильнейших способов воздействия на умы нации не потерял своей актуальности и в наши дни.

Проблемы экологии земли  не оставили равнодушными  ни взрослых художников,  ни совсем юных. Может поэтому детские рисунки слегка наивные и трогательные своей чистотой, искренностью и верой в лучшее и стали, одними из  главных тем плакатов конца ХХ века.

Так, в 1998 году в  Петербурге проходил Региональный конкурс детского экологического  рисунка и плаката «Мир в капельке воды» под девизом «Отдельно каждый из нас может сделать немного. Вместе мы можем спасти Мир» (Рис.1). На фоне синего петербургского неба и изображения Исаакиевского  собора и других памятников архитектуры и скульптуры Петербурга  детские рисунки, победившие в конкурсе. Дети разных возрастов  и рисунки по технике исполнения разные, но их объединяет одна тема – любовь к родной  природе,  беспокойство за ее экологическое здоровье. Рисунки стали центром композиций последующих плакатов. В 1996 году рисунок  Лизы Эйбушиц  Школа   № 273 украсил плакат:  «Неделя окружающей среды в Санкт-Петербурге  «Чистый воздух». Используя акварельные краски ярких сочных тонов, девочка показала способ избавления планеты от грязи. Ее просто надо помыть: улыбающийся голубой глобус в мыльной пене сидит в красном тазу, а его грязь смывают зеленые люди из партии зеленых. На фоне голубого неба улыбающееся солнце с многочисленными лучами, наблюдает за водной процедурой. Композицию дополняют большие красные и синие цветы (Рис.2). Центром плаката 1997 года Неделя окружающей среды в Санкт-Петербурге « Природа в городе»  стал рисунок Стомат Александры, гимназия № 248 Кировского района. На фоне схематичного городского плана  наложен цветок – подобный светлому, чистому уголку природы, где порхают бабочки, зеленая трава с многочисленными разноцветными цветами, голубое небо. И таких зеленых с яркими цветами  городах  и должны жить счастливые люди  (Рис.3). Неделя окружающей среды в Санкт-Петербурге в 1998 году была посвящена проблеме чистого воздуха в городах.  Александра Бобенко из детского экологического центра Кировского района в своем рисунке показывает пути ее решения: среди дымящих заводских труб, выхлопных газов автомобилей, в круге -оазис природы: бабочка, ландыш и цветок на фоне голубого неба и зеленой травы. Именно этот небольшой участок природы необходимо сберечь, неслучайно он обведен широкой предостерегающей линией красного цвета – запрещающего сигнала светофора (Рис.4). И в 1999 и 2002 годах в  детских плакатах темой недели окружающей среды в Санкт-Петербурге стала идея хрупкости, незащищенности нашей планеты, символом которой становится наша планета Земля в образе глобуса –  белого одуванчика. Любой  экологический ураган – и одуванчик рассыплется, разлетится на множество мелких осколков-зернышек, белых парашютиков. Поэтому и в рисунке Евгении Носковец, и в рисунке Александры Трошиной  в центре помещается глобус-цветок (белый одуванчик), вокруг которого порхают бабочка, насекомые, окружают цветы, радуга. Сама природа защищает этот бесценный цветок (Рис.5). А в рисунке Александры на защиту планеты-одуванчика встали дети: мальчик с  разноцветными шарами и девочка с красочными цветами (Рис.6).

Хрупкость планеты и страх от  надвигающихся экологических катастроф ощущаешь, когда рассматриваешь плакаты художников 80-х годов ХХ века. Призыв «Защитите мир!» соответствует призыву «Защитите природу!», ведь одно без другого не существует. Тему хрупкости всего живого доносит в своем плакате художник Г.Смелтер. На фоне небесно-голубого фона  трогательная беззащитная девочка с большими глазами, пшеничными волосами держит в руках хрустальный шар с голубыми морями, океанами и песчаными материками (рис. 7). К предостерегающим плакатам можно отнести работы художников            Л. Заболоцкого «Природа ошибок не прощает», Н. Литвиненко «Не губи!». Плакат «Природа ошибок не прощает» строится на противопоставлении черно-белой фотографии агрессивной среды с вредными выбросами в атмосферу от работающих труб  заводов и цветного изображения уголка природы с обмелевшим водоемом (Рис.8). Крик отчаяния слышится в плакате «Не губи!», когда все живое истребляется ради забавы. Поэтому чудовищно видеть пробитое ружейной  дробью жемчужно-серое небо с диском луны, отраженном в полоске воды и плавно опускающиеся на землю перья убитых птиц (Рис.9). В традициях детского рисунка выполнен плакат художника        Ф. Кагарова «Природа – родной дом, ухаживай за ней!». Девочка из лейки  поливает дерево, на котором удобно  расположились птицы, цветут цветы, порхают бабочки. Вокруг дерева зеленый луг с белыми ромашками. Вверху солнце с множественными лучами. Вся природа  заключена в форму дома его надо  беречь и за ним  ухаживать (Рис.10).

В независимости от плакатов, экологических мероприятий различных уровней чистота  и благополучие родной природы и всей планеты зависит, как об этом уже говорилось выше, в первую очередь от нас самих. По-прежнему необходимо делать скворечники и кормушки для птиц, потому что в зимнее время им сложно добыть себе пищу, чтобы выжить. Нельзя пугать своим шумом зверей и птиц в лесу, т.к. они могут бросить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет. Беречь лес от пожара и соблюдать все правила поведения в лесу. Ни в коем случае нельзя загрязнять водоёмы, и тем более разрушать муравейники. Кто знает, может, рука человека, собирающегося выбросить мусор в неположенном месте, дрогнет и больше никогда не будет «промахиваться» мимо урны.

Берегите наш общий дом – планету Земля и она ответит на наши старания добром!

 В  «Краеведческом музее г. Ломоносова » хранится уникальная коллекция агитационных, научно-просветительных и информационных плакатов по природоохранной тематике 80-х годов ХХ века и начала ХXI века. Эта коллекция имеет художественную и историческую ценность и занимает особое место в музейном собрании предметов изобразительного искусства.

Королева Т.О.

 

 

 

 



[1] И. В. Мичурин «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений», изд. 3-е, М. 1934.

 

[2] Ахатов А.Г. Энциклопедический словарь. Казань, Экополюс,1995. - 368с.

[3] Одум Юджин. Основы экологии  - М., 1975 - 740с. 

 

 

 

Свернуть
© 2017 Краеведческий музей города Ломоносова | design by Asgard